On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 8
Настроение: За все Слава Богу!
Зарегистрирован: 16.06.09
Откуда: Россия, г. Барнаул
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.06.09 20:21. Заголовок: Псевдоправославие И.Т. Лапкина_6. Женатые епископы.


И.Т. Лапкин утверждает, что 12 правило 6 Всел. Собора о безбрачии епископов написано в антиевангельском духе и святые отцы 6 Всел. Собора: «Отступили от Слова Божия» (ОО т. 7, с. 298). Для И.Т. Лапкина: «Хотя бы 1000 Вселенских Соборов устанавливали свои каноны, что епископами могут быть только монахи — все это несусветная дикая ложь на закон Божий и на Дух Христов» (ОО т. 8, с. 446–447).

Неужели это правило не в евангельском духе и св. отцы устанавливая это правило не заботились о церковной пользе и не думали о своей пастве? Православная Церковь учит, что св. отцы, в духе евангельской любви, письменно зафиксировали уже существовавший по Апостольскому Преданию обычай безбрачия епископов и распространили обязательность исполнения обычая на всю Вселенную, требуя от епископов подвига самопожертвования для более плодотворного служения своей пастве, по словам апостола Павла: «А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как уго-дить жене» (1 Кор. 7:32–33).

12 пр. 6 Всел. Собора не отменяет 5 пр. Апостол. Собора , и прямо сказано: «Сие же глаголем не ко отложению или превращению апостольского законоположения».

Нам необходимо установить следующее: предание ли апостольское жить епископам вместе со своими женами? Апостол Павел пишет к Тимофею: «Верно слово: аще кто епископства хощет, добра дела желает. Подобает убо епископу быти непорочну, единыя жены мужу» (1 Тим. 3:1, 2). Как видим здесь нет прямого повеления обязательно иметь епископу одну жену. Из толкования св. Иоанна Златоуста, на слова апостола Павла к Тимофею, видим, что: «Апостол сказал: подобает епископу быти единыя жены мужу, — сказал не по отношению к настоящему времени: ибо это ныне в Церкви уже не соблюдается, так как епископу прилично украшаться совершен-ною святостию и чистотою; но сказал так потому, что у иудеев и еллинов, преданных невоздержанию, самым великом делом почиталось и то, чтобы иметь только одну жену. Итак, апостол не закон положил, а только оказал снисхождение к браку и понятиям людей своего времени». То же самое говорит и Матфей Властарь : «Божественные отцы Шестого собора в 12-м правиле совершенно воспрещают архиереям сожительствовать после рукоположения с женами, которые с ними сочетались законами брака прежде рукоположения, и говорят: «не ко отложению того, что законоположено священ-ными апостолами в пятом правиле, сие определяем, но прилагая попечение о преус¬пеянии Церкви на лучшее». Ибо божественные апостолы вначале, когда церковь при коснении иудеев и еллинском суеверии, оставляла желать лучшего, позволили пользоваться некоторыми отцовскими обычаями. Ибо иудейские и еллинские архиереи не разлучались со своими женами, а иные говорят, и архиереям, проводящим свою жизнь в строгом целомудрии, должно воздерживаться от общения не только с чужими, но и со своими женами, чтобы сие не оставляло подручным их какого-либо повода к соблазну, и приводят апостольское (изречение): «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,», и прочее (1 Кор. 10:31–33); потом не уважающим постановления сего правила в наказание полагают извержение». Итак, жить епископам со своими женами не есть предание апостольское, а терпимо было апостолами такое сожительство по снисхождению к лю-дям того времени.

Теперь прочитаем относительно согласования пятого апостольского правила с двенадцатым Шестого вселенского собора по книге «Пидалион» (греческая Кормчая) следующее: «Правило о безженстве епископов действовало, только не как вселенское, и прежде Шестого собора. Это видно: а) из Златоуста, который, объясняя слова апостола: «единыя жены муж», говорит: это сказано апостолом не как закон на будущее время, но по снисхождению к тогдашнему положению церкви... Тоже у блудных язычников за великое почиталось и то, чтобы иметь одну жену; но архиерей должен быть украшен со-вершенною чистотою и святостью»; б) Из Карф. собора 4 и 33 правил, повелевающих епископам, пресвитерам и диаконам воздерживаться от жен. Частное постановление карфагенской церкви 6 Всел. Собор возвел относительно епископов в закон для всей Церкви и не встал этим в противоречие ни с пятым апостольским правилом, ни со словами апостола Павла («единыя жены»): а) потому что апостолы позволяли епископам быть женатыми, но не предписывали. 6 Всел. Собор ввиду процветания жизни христиан узаконил безбрачие епископов как средство для возвышения жизни их самих; б) апостольское правило воспрещает епископам отлучать от себя жен против (лишь) желания их, но не препятствует разлучаться с ними по общему согласию» (с. 193).

Также Иоанн Смоленский: «На Трульском (6 Всел.) соборе в первый раз находим положительное правило, чтобы епископы разлучались со своими супругами, которых имели прежде, или чтобы были безбрачны. Но внимательное рассмотрение правила в том самом виде, как оно изложено на соборе, с дополнением других несомненных свидетельств, дает видеть здесь не столько новое установление VII века (когда был Трульский собор), сколько утверждение одного из древнейших и преимущественно уважаемых в Церкви преданий. Поводом к изложению правила на соборе по словам самих отцов собора было то, что «в Африке, в Ливии и в других местах некоторые из епископов по совершившемся над ними рукоположении не оставляли жить со своими супругами». Это замечание собора показывает, что безженство епископов составляло уже общий обычай, или предание, Церкви, от которого отступление было только частное, в некоторых местах, и притом производило соблазн в Церкви. Обращаясь к первоначальным правилам церковным, мы видим, что апостольские правила запрещали всем священнослужителям (не исключая и епи-скопов) изгонять от себя жен под видом благочестия (Апост. 5). Но такие правила объясняются обстоятельствами времени, когда духовное сословие недостаточно еще отделялось от других и не вполне образовалось, так что в клир допускаемы были лица из всех званий и состояний; а особенно трудно было в первые века из новообращенных язычников и иудеев находить людей, соблюдавших девство в зрелом возрасте или безбрачных. Притом, с одной стороны, иудейские и языческие обычаи допускали свободный развод между супругами, что противно было духу христианства, а с другой стороны, в самом христианстве были секты, как, например, секты енкратитов и маркионитов, которые именно под предлогом чистоты и бла-гочестия гнушались браком и требовали разводов. Между тем, другое 51 пр. Апостол говорит: "Аще кто епископ или презвитер удаляется от брака, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения браком, как злом, или да исправится, или да будет извержен". Следовательно, правило, осуждая только гнушение браком, допускает удаление от брака ради подвига истинного воздержания. Равным образом и церковная история, и правила Церкви положительно свидетельствуют, что как подвиги девства и воздержания вообще, так и соблюдение их в священном сане, особенно епископом, заимствованы от апостольского предания. Так говорит собор Карфагенский (419 г.) в одном из своих правил: «Заблагоразсуждено, чтобы епископы чрез самое посвящение обязанные узами чистоты, как прилично святым и священникам Божиим, воздержны были во всем, дабы от апостолов преданное и от самыя древности содержимое и мы соблюдали; и потому разсуждено, чтобы епископы хранили целомудрие и воздерживались от жен» (пр. 3 и 4). Хотя также нет сомнения, что в первые века некоторые епископы посвящены были из женатых презвитеров, но после рукоположения большая часть из них уже прерывала брачный союз с женами; а несомненно и то, что в этот сан (епископский) преимущественно были избираемы лица, не связанные браком и отличные подвигами девства и воз-держания.

Примеры — все великие святители древней христианской Церкви. Это подтверждается и тем, что лицам, вступившим в клир безбрачными (исключая только чтецов и певцов), совершенно запрещалось после рукоположения вступать в брак (26 пр. Апостол), и тем еще, что таким лицам также строго воспрещалось иметь у себя в доме лиц женского пола под каким бы то ни было предлогом, кроме только матери, сестры и других ближайших родственниц (3 пр. 1 Всел.). На соборе Никейском уже была мысль об утверждении постоянного правила, чтобы епископы были безбрачны, а прежде сочетавшиеся браком разлучались со своими супругами; только как некоторые предлагали распространить это правило на всех клириков, со-бор, по совету святого Пафнутия, одного из египетских епископов, (который сам был девственником и пустынножителем), не решился возлагать на всех это бремя, не для всех удобоносимое. Потому собор ограничился только общим правилом, чтобы священные лица, остающиеся вне брака, оставались вне его навсегда и не держали у себя в доме женского пола, кроме вышеуказанных лиц. Но обычай имел силу правила, и епископы преимущественно были изби-раемы из безбрачных, или, если имели супруг прежде своего рукоположения, то оставляли их по принятии сана. Император Юстиниан Великий (VI в.), утверждая правила церковного благочиния, дает силу закона, касательно избрания епископов, и тому правилу, которое он называет древним и отеческим, чтобы в епископы избираемы были лица монашествующие, или если из белого духовенства, то не имеющие жен, или, по крайней мере, детей, чтобы после рукоположения беспрепятст-венно могли оставлять своих прежних супруг. Это установление было подтверждено несколько раз (см. сего же собора правило 48). Итак, Трульскому собору принадлежит собственно (только) то, что древнее предание и обычай Церкви, равно и частные повременные постановления о безбрачии еписко-пов, он обратил в общее, постоянное правило для всех мест и времен православной Церкви. Вследствие сего, так как при поставлении женатых презвитеров в епископский сан необходимое разлучение их с супругами не могло быть без многих затруднений, не могло быть и без собственного их взаимного согласия, чтобы иначе не противоречить правилам апостольским (5 пр. Апостол) и общим законам христианского супружества, то принято Церковью за правило, чтобы в епископский сан возводить монашествующих».
Итак, из прочитанных свидетельств ясно усматривается, что хотя в древности и были случаи сожительства епископов с женами, но это делалось не по преданию апостольскому. Да и могло ли быть такое предание от святых апостолов, когда сами они оставили все и пошли вслед своего Учителя, как это видно из самого св. Евангелия: «Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, по-следовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19:27–28). Таким образом, положительно выяснилось, что Шестой вселенский собор 12 правилом не предание апостольское отменил, но запретил усмотренное им отступление от всеобщей практики св. Церкви, имеющей свое начало от святых апостолов.


Древлеправославный христианин, чадо РПСЦ.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 17
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет