On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 5
Настроение: За все Слава Богу!
Зарегистрирован: 16.06.09
Откуда: Россия, г. Барнаул
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.06.09 20:08. Заголовок: Псевдоправославие И.Т. Лапкина_3. Спасительность таинств у раскольников, еретиков и самочинцев.


И.Т. Лапкин допускает мысль о спасительности таинств у раскольников и еретиков.

В частности у католиков: «Мы можем рассуждать об отдельных заблуждениях и ересях, какие есть в католицизме, но у них есть законно рукоположенные священники и таинства. Говорить о конечной участи, о спасении может только Бог» (т. 4, с. 117). По учению же святых отцов таинства у еретиков, раскольников и самочинцев безблагодатны и идут им в осуждение. Хотя Таинства остаются святы, но преступно ими пользоваться в еретических и раскольнических обществах.
Св. Киприан Карфагенский: «Против них вопиет Господь, от них удерживает и отклоняет заблуждающийся народ свой, говоря: не слушайте словес пророков, иже пророчествуют вам и прельщают вас: видение от сердца своего глаголют, а не от уст Господних. Глаголют отвергающим Мя: мир будет вам и всем, иже ходят в похотех своих, и всякому ходящему в строптивости сердца своего рекоша: не приидут на вас злая. Не глаголах к ним и тии пророчествоваху. И аще бы стали в совете Моем, слышаны сотворили бы словеса Моя и отвратили бы людей Моих от пути их лукавого и от начинаний их лукавых (Иер. 23: 16–17, 21–22). Их же описывает и обозначает Господь, говоря: Мене оставиша источника воды живы и ископаша себе кладенцы сокрушены, иже не возмогут воды содержати (Иер. 2:13). Тогда как, кроме одного, не может быть другого крещения, они думают, что могут крестить. Оставивши источник жизни, они обещают благодать живо-творной и спасительной воды. Там не омываются люди, а только более оскверняются; не очищаются грехи, а только усугубляются. Такое рождение производит чад не Богу, но диаволу. Рожденные от лжи не сподобляются обетовании истины. Порождаемые вероломством погубляют благодать веры. Нарушившие мир Господень неистовым раздором не могут достигнуть награды мира».

Противники св.Киприана Карфагенского, настаивавшие на действительности крещения, полученного у еретиков и раскольников, в своих утверждениях — помимо местной церков-ной практики, предания и слов апостола (Фил. 1:18) — опирались на мысль о величии имени Христова. «Много, — говорит Стефан (папа римский), — имя Христово содействует вере и святости крещения, так что кто крещен во Христа, тотчас получает и благодать Христову». Быть может, в этом случае имело некоторое значение и утвердившееся словоупотребление: благодать Отчая и Христова. Папа Стефан и его единомышленники таким образом разделяли благодать на две части: на благодать Христову и на дары Св. Духа. Первое может сообщить всякое крещение, совершенное во имя Христово, даже еретическое и раскольническое; второй же части благодати, именно Св. Духа, даровать всякое крещение не может, почему на крещеных у еретиков и раскольников нужно возлагать руки для низведения на них Духа Св.» .

Свв. отцы III и IV века, разноглася между собой о значении таинств, совершенных вне Церкви, держались, однако, одного общего мнения относительно еретиков, что у них нет спасения и что таинства, принятые ими, не сообщают им даров Св. Духа и не очищают их от грехов.
Еретики, говорит о них блаженный Иероним: «…Дошли до такого безумия, что остались одинокими без благодати Духа Святаго и потеряли наследие Господа, т.е. прежнюю истину ве-ры» .

Преподобный Марк подвижник утверждает: «Посредством крещения даруется оставление грехов и дар Святаго Духа по мере веры. Насколько кто отступит от веры, тотчас бывает содержим грехом. Твердым верующим Дух Святый дается по крещении, неверным же и зловерным и по крещении не дает-ся» .

То же говорит и святый Кирилл Иерусалимский о крещаемых без истинной веры: «Симон волхв, — говорит св. Кирилл, — приступал некогда к купели сей, и крестился, но не просветился, омыл водою, но не просветил сердца духом: погружалось в воду и вышло из воды тело, а душа не спогреблась со Христом, и не воскресла с ним» . «Смотри, — говорит он в другом месте, — не приходи к крещающим как Симон, лицемерно, между тем как сердце твое не ищет истины… ибо Дух Святый испытывает душу и не пометает бисер пред свиниями: если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить» .
Так и в еретических обществах. «Не допущай обольщать тебя скопищами еретиков, — наставляет св. Иоанн Златоустый, — они имеют крещение, но не просвещение. Они крещаются телом, но не просвещаются душою. Так и Симон крестился, но не просветился; в таком же состоянии находятся и они» .

То же говорят о еретиках и принятых ими таинствах св. Ефрем Сирин , блаженный Феодорит , преподобный Нил Синайский , Зиновий мних , Мелетий, патриарх константинопольский , и многие другие церковные учители и пастыри.
Больше всех и обстоятельнее других писал о таинствах, совершаемых у еретиков, блаженный Августин, епископ иппон-ский «Кто отделяется от Церкви, — рассуждает он, — тот теряет плоды союза с нею и лишается благодати; равно, кто родился и воспитался вне единения с Церковью, тот хотя бы и запечатлен был таинствами, но не получает от них благодатной силы и освящения. Но если тот и другой возвращаются в Церковь, то над ними не должно повторять неповторяемых таинств; потому что им не доставало не самих таинств, а только их спасительного действия. Для совершения таинства нужно одно, — чтобы оно совершено было законно, а вера и любовь нужны для того, чтоб оно имело спасительное действие на приемлющего. Так, если над крещеным произнесены евангель-ские слова: во имя Отца и Сына и Святаго Духа, — то таинство совершилось, но оно бесплодно для неверующего, пока он не уверует; для еретика или раскольника, пока не соединится с Церковью, от которой отделен духовно; вообще — для пороч-ного и небрегущего о своем спасении грешника, пока он не обратился к Богу с покаянием» .

Но если так, то все ли равно истинно верующему человеку, где и от кого он получит таинство; он может принять крещение и у еретиков. Блаженный Августин отвечает, что кто говорит так, тот грешит, потому что крещение еретиков есть незаконное и бесправное, хотя истинное крещение. «У них благодать креще-ния является лишь тогда, когда они возвращаются к Церкви. Спасительная сила крещения уничтожается у них упорством в схизме» .
«Церковь, — говорит Августин, — есть святое тело Христа. В ней одной находится Св. Дух, и любовь может быть присуща только тому, кто находится в Церкви. Но и не каждый, находя-щийся в Церкви, имеет Св. Духа, а только тот, который нахо-дится в действительном союзе с членами Церкви» .

Итак, для свв. отцов древней Церкви было бесспорным, что еретики не получают Св. Духа в таинстве крещения, хотя самое таинство, совершенное правильно, есть святое и истинное крещение Христа.

Доказывая действительность у еретиков таинства крещения, блаженный Августин последовательно применяет свой взгляд и к еретическим рукоположениям. «Нельзя, — говорит он, — указать никакой причины, почему тот, кто не может утратить самого крещения, в состоянии потерять власть преподавать его. То и другое есть таинство, то и другое сообщается человеку некоторым посвящением: то — когда он крещается, а это — когда он рукополагается, а потому ни то, ни другое в кафолической Церкви повторять непозволительно. Ибо если когда приходящие оттуда (т.е. от отпадших), даже предстоятели, по исправлении заблуждения раскола, ради блага мира принимаются, и признано бывает нужным, чтобы они исполняли те же обязанности, какие исполняли и прежде, то они не рукополагаются снова; но как крещение в них, так и рукоположение пребывают целыми, поелику погрешность была в отпадении, которое исправлено миром единения, а не в таинствах, которые, где бы ни были, остаются теми же» . В другом месте, отвечая на вопрос некоего Феодора: как принимать донатистских клириков, блаженный Августин говорит, что «хиротония, полученная донатистским духовенством, может служить на пользу Церкви, что Церковь при обращении к ней донатистов должна признать действительными в них св. крещение, благодать хиротонии, иноческие обеты, веру в Св. Троицу и проч.» .

Как видим, блаженный Августин, отрицая у еретиков спасение, отпущение грехов и действие на них даров Св. Духа, вместе с тем признавал совершенные в их среде таинства крещения и хиротонии действительными и истинными не за одну только их правильную форму совершения, но и за внутреннюю их силу и значение, считал их не обрядовыми лишь действиями, а таинствами, дающими власть. Он разделял силу и действие крещения и хиротонии в себе и превратное состояние сердца, принимающего эти таинства. «Деньги хороши сами по себе, — говорит Августин, сравнивая с ними свв. таинства, — и хорошими остаются в руках вора» . «Сила крещения, — говорит Августин, — заключается не в человеке, а во Христе. Мы не осквернились водою нашего крещения и не омылись вашею, но вода крещения, совершенного во имя Отца, Сына и Святаго Ду-ха, есть ни наша, ни ваша, а Того, о Котором у Иоанна сказано: «Над Него же узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, той есть крестяй Духом Святым» (Ин. 1:33).

Свв. отцы карфагенского собора определили следующее: «Учит святый апостол, глаголя: един Бог, едина вера, едино крещение, и то, что единожды преподавати должно, непозволительно вновь воспринимати. Сего ради по предании анафем имени заблуждения, возложением руки, да приемлются в едину Церковь, которая, по реченному, есть голубица, единственная мать христиан, в которой спасительно приемлются все таинства вечныя и животворящия, впрочем, пребывающих в ереси подвергающия великому осуждению и казни. Что воистине светлее препровождало бы их в вечной жизни: то в заблуждении становится для них более омрачающим и осуждающим» .

Церковные учители всегда признавали, что таинства суть учреждение Божие, это собственность Господа и совершаются Самим Богом, а духовные лица при этом совершении есть толь-ко рабы-исполнители, а не раздаятели Божиих даров. Таинства действительны и святы сами собой по силе Божией, а не через людей.

Свв. отцы отличали благодать крещения и хиротонии от спасительных даров Св. Духа. Они признавали, что таинства, совершенные и вне Церкви — святы, Божественны и благодат-ны сами в себе, т.е. имеют силу истинных таинств, как «собственность Божия». Как святые храмы, чудотворные иконы, св. крест, Евангелие, мощи угодников Божиих, находясь в обладании еретиков, не лишаются своей святости, считаются не еретическими, а принадлежащими Церкви Христовой и не дают спасения и благодати еретикам, хотя сами благодатны и спасительны; — так и таинства, совершенные у них правильно, не спасают их своей святостью, не сообщают им благодати Св. Духа, не очищают их от грехов — напротив, еще более их осуж-дают и подвергают казни.

Благодать, подобно солнцу только того не освящает, кто сам отвращается от нее, ослепленный неверием, заблуждениями и грехами. «Благость Божественного блаженства Бог, — говорит св. Дионисий Ареопагит, — всегда и во всем будучи одинакова, благотворительные своего света лучи на все мысленные взоры обильно простирает. Если же когда самовольное произволение умных существ отступит от мысленного света по любви ко злу, подавив от естества всеянные в себе к восприятию способности, то хотя оное произволение и устраняет себя от присущего ему света, однако свет от него не отступает, но к нему и смыкающему очи свои возсиявает и отвращающегося всюду сретает благодетельно» .
И стоит только смыкающему очи открыть их, как свет благодати озарит его, просветит его душу и соделает его чистым сосудом благодати. Для этого нужны вера и подвиг. «Елицы благодати не получают, — говорит св. Григорий Синаит, — ради неверия и нерадения сие страждут; и елицы паки обретают, — верою и тщанием» . «Исповеданием бо Божию благодать приобретаем», — утверждает и Василий Великий.

Итак, по меткому выражению блаженного Августина: «…Им (еретикам, раскольникам, самочинцам, всем вне Церкви Христовой) не доставало не самих таинств, а только их спасительного действия». О спасительности пребывания у еретиков, раскольников и самочинцев и речи быть не может.

http://slil.ru/27777292


Древлеправославный христианин, чадо РПСЦ.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет